Президиум Суда по интеллектуальным правам (СИП) поддержал позицию Роспатента и суда первой инстанции относительно невозможности регистрации популярного интернет-мема ("Как тебе такое, Илон") в качестве товарного знака. Это было подтверждено постановлением президиума СИП от 17 июля 2023 года под номером С01-725/2023.
Рассмотрев спор, возникший между предпринимателем и Роспатентом, президиум СИП пришел к выводу, что нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака фразу, ставшую мемом благодаря своей популярности среди интернет-пользователей.
Патентное ведомство в ходе рассмотрения заявки установило отсутствие различительной способности такого обозначения, а также его неспособность служить средством индивидуализации одного лица и его товаров или услуг.
Смысл спорного обозначения, по мнению Роспатента, заключается в публикации изображения с неким "лайфхаком", который содержит ироничный вызов Илону Маску, известному американскому инженеру и бизнесмену. Возможно использование картинки и/или фотографии в качестве элемента творческого самовыражения, но само обозначение, сопровождающее изображение, сохраняет свою смысловую нагрузку и остается неизменным.
При этом предприниматель предполагал использовать обозначение "Как тебе такое, Илон" для маркировки электроники и чехлов для смартфонов (9-го класса МКТУ), для услуг магазинов по торговле (35-го класса МКТУ), для организации и проведения симпозиумов и семинаров (41-го класса МКТУ), для разработки софта (42-го класса МКТУ).
Суд констатировал, что потребитель при маркировке обозначением "Как тебе такое, Илон" заявленных товаров и услуг будет воспринимать данное обозначение не в качестве средства индивидуализации и указания на определенный коммерческий источник, а в качестве использования известного мема в целях привлечения внимания к соответствующим товарам и услугам. Монополизация прав на указанное известное обозначение заявителем приведет к возможности запрета его использования иными лицами в том случае, если они также захотят использовать данное обозначение для привлечения внимания к своей деятельности.
Это решение СИП является важным прецедентом, поскольку оно определяет границы использования популярных интернет-мемов в сфере интеллектуальной собственности. СИП подтвердил, что популярность интернет-мема препятствует его защите законодательством о товарных знаках.
По мнению Суда по интеллектуальным правам, заявленное обозначение не соответствует требованиям, установленным пунктом 1 статьи 1483 Гражданского кодекса РФ. Это мнение было поддержано Президиумом СИП. Они отметили, что данное обозначение используется российскими интернет-пользователями в качестве словесного сопровождения при показе необычных технических решений и не ассоциируется с конкретным производителем товаров или сервисом. Таким образом, спорное обозначение не обладает различительной способностью.
Интересно отметить, что в Государственном реестре товарных знаков отражены устойчивые выражения, которые зарегистрированы как товарные знаки, например: "Наташ, ты спишь? Наташ, вставай, мы там все уронили!", "ТАНКИ ГРЯЗИ НЕ БОЯТСЯ".
Если у Вас есть желание или бизнес-цель зарегистрировать устойчивое выражение в качестве товарного знака, можно пробовать.