×

Консультация | ФАС

Неверный ввод
Неправильный ввод.
Неверный ввод
Please select a date when we should contact you.
Неверный ввод

Защита Вашего бизнеса и активов в конкурентных спорах по товарным знакам и рекламе

Ведение дела в антимонопольном органе

Представление и защита интересов по делам о нарушении правил добросовестной конкуренции

При этом недобросовестная конкуренция определяется как любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

При осуществлении недобросовестной конкуренции в виде продажи товара с незаконным использованием товарного знака наступает ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Федеральный антимонопольный орган вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и (или) об устранении их последствий.

Инициинирование и сопровождение конкурентного дела в связи с использованием товарного знака / рекламой

Процедура рассмотрения антимонопольным органом дел, входящих в его компетенцию, не предполагает автоматическое возбуждение дела при поступлении заявления, а предоставляет антимонопольному органу полномочие оценить поступившее заявление, его суть и приложенные доказательства.

В случае отсутствия признаков, свидетельствующих о наличии нарушения, антимонопольный орган отказывает в возбуждении дела.

Нарушение компанией или частным предпринимателем при ведении своей деятельности норм гражданского и иного законодательства, в том числе в случае неправомерного использования товарного знака, само по себе не означает совершение акта недобросовестной конкуренции.

 

При рассмотрении спора о нарушении запрета недобросовестной конкуренции должны быть установлены в совокупности:

  • - факт влияния на состояние конкуренции;

  • -  направленность на получение преимуществ и выгоды за счет иных участников рынка, в том числе посредством оказания влияния на выбор покупателей (потребителей).

 

Для доказывания факта недобросовестной конкуренции необходимо установление как специальных и общих признаков нарушения, предусмотренных специальным законодательством о защите конкуренции.

Добросовестность и приоритет интересов заказчика

Имею высшее юридическое образование и официальный статус патентного поверенного по товарным знакам и проверенный Федеральной службой по интеллектуальной собственности опыт патентной и юридической деятельности.

Информирую обо всех этапах проделанной работы в антимонопольной службе.

В сложных и неоднозначных ситуациях предлагаю дополнительные решения и правовые возможности, исключительно в случае перспектив их реализации.

Услуги юриста в ФАС и антимонопольных органах

Инициирование и сопровождение административных споров между конкурентами в Федеральной антимонопольной службе России и региональных антимонопольных органах в интересах российских компаний, бизнесменов и частных лиц, как на стороне заявителя, так и ответчика

Юридическая защита иностранных компаний и лиц при ведении антимонопольных дел

Недобросовестной конкуренцией считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Незаконное использование чужого товарного знака всегда является актом недобросовестной конкуренции.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является федеральным органом исполнительной власти, который контролирует соблюдение антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.


fas-rf

Антимонопольные органы

Федеральная антимонопольная служба и территориальные органы

Акты антимонопольной службы

Властные полномочия Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) и ее территориальных органов реализуются посредством принятия специальных актов, к которым относятся в том числе решение и предписание.

Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок.

Решение и предписание антимонопольного органа являются ненормативными правовыми актами, которые могут быть обжалованы.

претензия неиспользование товарного знака

Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства при использовании товарных знаков

Федеральный антимонопольный орган (ФАС России) вправе рассматривать дело о нарушении антимонопольного законодательства независимо от места совершения нарушения либо места нахождения или места жительства лица, в отношении которого подаются заявления или материалы.

При этом по общему правилу дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается антимонопольным органом по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого подаются заявление или материалы.

Если в ходе рассмотрения заявления, материалов или в ходе рассмотрения дела будет установлено, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории деятельности двух и более территориальных органов.

В этом случае заявление, материалы, дело направляются соответствующими территориальными органами в ФАС России для решения вопроса о рассмотрении этого заявления, материалов, дела.

Споры в связи с недобросовестной конкуренцией

Не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя.

Введение в заблуждение относительно изготовителя товара или сервиса также возможно как вследствие ложных указаний о происхождении товара или источника услуг, так и вследствие использования обозначений, ассоциирующихся у потребителей с другим лицом.

Недобросовестная конкуренция (НДК)

Сама по себе недобросовестная конкуренция имеет свое начало в частном, а именно в деликтном, праве, признаки недобросовестной конкуренции носят частноправовой характер. Указанные признаки следует оценить и при наличии таких признаков возбудить дело. Представление доказательств и анализ рынка должны осуществляться позже, при этом оценка антимонопольным органом наличия признаков недобросовестной конкуренции может не подтвердиться в процессе дальнейшего рассмотрения дела.

В самом понятии недобросовестной конкуренции, заложенном в российском законодательстве, указано на наличие конкурентных отношений. Таким образом, для констатации фактической конкуренции необходимо, чтобы лица осуществляли деятельность на одних и тех же товарном и географическом рынках.

Если компания приобрела товарный знак, но фактическую деятельность не осуществляет, невозможна констатация фактической конкуренции этого лица с иными коммерческими структурами, реально осуществляющими предпринимательскую деятельность. Потенциальная конкуренция означает, что конкуренты не вышли на товарный рынок, но имеют намерение и реальную возможность это сделать в ближайшее время. Несмотря на недостаточность самого по себе факта регистрации товарного знака для вывода о наличии в действиях его правообладателя акта недобросовестной конкуренции, этот факт не может не иметь значения вместе с совокупностью иных обстоятельств, в том числе структуры рынка, экономического и правового контекста.

Какие антиконкурентные действия запрещены?

Использование обозначения, тождественного и сходного с товарным знаком иным средством индивидуализации бизнеса (фирмой или коммерческим обозначенияем), до степени возникновения его смешения с обозначением, используемым другим производителем аналогичного товара или соответствующего сервиса.

 

Копирование или имитация внешнего вида товара, выведенного на рынок конкурирующим предприятием.

 

Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну

Возбуждение антимонопольного дела

в связи с нарушением честных правил торговли и недобросовестной конкуренцией

Преследование конкурента

На стадии возбуждения дела о нарушении товарного знака антимонопольный орган анализирует, приведены ли в заявлении обстоятельства, которые могут свидетельствовать о наличии в действиях конкретного лица признаков нарушения товарного знака и антимонопольного законодательства, и представлены ли в подтверждение этих обстоятельств доказательства.

Одним из сложных вопросов в данном случае является определение того, что следует понимать под анализом наличия признаков и доказательств.

Подобный анализ предполагает не оценку доказательств по существу, а подготовку и оценку заявления с точки зрения того, приведены ли в нем обстоятельства, свидетельствующие о наличии нарушения, и есть ли какие-либо доказательства в подтверждение этих обстоятельств.

недобросовестная конкуренция товарный знак

Факт нарушения

Заявление о нарушении антимонопольного законодательства в связи с регитсрацией / использованием товарного знака и смешением должно содержать обстоятельства и соответствующие доказательства, при непредставлении которых антимонопольный орган вправе оставить заявление без рассмотрения.

В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии признаков нарушения, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления.

На начальной стадии антимонопольный орган установливает, относится ли представленное заявление к спорам о защите товарного знака в рамках конкурентных отношений и к компетенции ФАС России, при этом характерной чертой административного порядка является именно наличие сущностной оценки материалов на каждой стадии рассмотрения дела.

Привлечения антимонопольной службы к наложению запрета на недобросовестную конкуренцию, связанную продажей, обменом или иным введением в оборот товара, если при этом незаконно использовался товарный знак

Заявление о нарушении

В антимонопольный орган от лица правообладателя товарного знака подается заявление с изложением оснований, предусмотренным антимонопольным законодательством.

Рекомендуется представлять одновременно с подачей заявления доказательства, позволяющие антимонопольному органу вынести суждение о наличии или отсутствии признаков нарушения.

Чем обстоятельнее и подробнее будут задокументированы и описаны нарушения конкурента, тем более высокие шансы, что антимонопольный орган сможет принять решение по заявлению правообладателя.

Анализ нарушения

Антимонопольный орган на стадии возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с ипользованием товарного знака должен:

1) установить законный интерес заявителя;

2) запросить доводы и доказательства предполагаемого нарушителя;

3) проверить достоверность фактов и доводов заявителя поверхностно, в том числе получая информацию из открытых источников (например, реестр Роспатента);

4) изучить условия договора, если о недобросовестной конкуренции заявлено в связи с нарушением одной из сторон договора его условий.

спор конкурентов

Возбуждение административного дела

Антимонопольный орган может решить вопрос о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося во введении в гражданский оборот товара с незаконным использованием товарного знака, при наличии следующих документов:

- доказательства участия заявителя в рыночных и конкурентных отношениях, например, представление копий договоров купли-продажи, договоров поставки, рекламных материалов, образцов товаров или их фотографий, дающих полное представление о товаре и подтверждающих их введение в гражданский оборот;

- копия свидетельства о регистрации товарного знака (международной регистрации) или лицензионного договора, зарегистрированного в Роспатенте;

- образец товара нарушителя и доказательства введения его в гражданский оборот (товарный или кассовый чек, договор на реализацию). Если товар дорогостоящий - представляются данные, позволяющие определить, что товар с незаконным использованием товарного знака (фотографии товара, рекламные материалы и т.п.) действительно вводился в оборот, реализовывался и рекламировался;

- подробные сведения о потенциальном нарушителе - конкуренте, позволяющие установить его местонахождение и осуществить связь.

Обжалование решения антимонопольного органа

Решение антимонопольного органа - это акт, который принимает комиссия по окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. В решении устанавливаются наличие или отсутствие нарушения антимонопольного законодательства либо основания для прекращения рассмотрения дела.

Внесудебное обжалование

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано во внесудебном порядке в Апелляционную коллегию ФАС России. При этом внесудебный порядок обжалования решения в коллегиальный орган ФАС России не является обязательным.

Основанием для оспаривания решения в коллегиальный орган ФАС России является нарушение единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Судебное обжалование

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд субъекта РФ.

Основанием для признания ненормативного правового акта недействительным в арбитражном суде является одновременное наличие двух условий:

- несоответствие закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Решение может быть обжаловано полностью или частично.

антимонопольный юрист

Судебный контроль

Процедура обжалования актов антимонопольных органов как во внесудебном, так и в судебном порядке является эффективной стадией контроля за деятельностью органа исполнительной власти, который обеспечивает функционирование рыночных отношений на основе конкуренции.

Оспаривание решения федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на товарный знак, в Суде по интеллектуальным правам.

Опыт ведения дел в антимонопольных органах

Весь опыт
ППС по товарным знакам
СИП
ФАС
Client 4
по товарным знакам